Previous Entry Share Next Entry
Про подарки.
te2017

Наткнулся недавно в vk на очередную историю про драконов и принцесс. В этот раз история мне не совсем понравилась, и до коллекции она не дошла. Если кратко, то суть в ситуации — беспомощный дракон, насквозь маркетинговый для России праздник — д. св. Валентина, и барышня дракона. К ситуации необходимости формального, ритуализированного обмена подарками дракон оказался не просто не готов, но и не готов вообще к тому, что отношения с девушкой могут неожиданно закончиться. Но в рассказе меня больше всего заинтересовал именно ритуал дарения.

Каждая женщина будет рада получить цветы? Не совсем так. А от кого? А какие цветы? Что они для неё означают? А для дарителя? Что вообще означает подарок?
Подозреваю, что отследить когда подарок появился как феномен вообще невозможно. Явно до момента какой-то регистрации событий, даже в устной форме. Дэвид Гребер в своей книге «Долг, первые 5000 лет истории» разбивает все типы отношений между людьми на три типа — коммунистические, иерархические, обмен. Подарок присутствует во всех этих типах. В чистом виде между людьми практически не бывает отношений только одного типа. Даже между двумя людьми это всегда смесь отношений разного типа.

В коммунистических подарок прежде всего средство коммуникации и обновления эмоциональных значений. В более примитивных обществах этот тип как раз встречался крайне редко - между людьми одного слоя и достаточно развитыми как личности, чтобы вообще обмениваться подарками. Даже просто коммуникации такого типа редки. Это подарки между друзьями и близкими не носящие характер традиции. Иногда даже просто так, с целью заинтересовать другого, или сообщить ему о чем-то — к примеру кем ты его видишь, чего он сам в себе может не замечать. Этот тип отношений характеризуется равенством и отсутствием жёстких границ в экономической сфере. Такое разумеется возможно, только если ресурсы для обеспечения жизнедеятельности у каждого есть в достаточном количестве. Такой подарок не предполагает ответа, иначе это уже будут отношения типа «обмен». Эмоционально идея очень хорошо проиллюстрирована в советском мультике - «просто так». Что еще важно, отношения уже должны быть такого типа — это дружеское отношение друг к другу, и общее пространство в котором они установлены. Общее пространство — это и материальные и нравственные ценности в общей собственности. Несмотря на очевидную привлекательность, подобный тип отношений довольно часто встречается лишь эпизодически, проблесками и очень редко, когда лежит в основе отношений нескольких взрослых людей.

Иерархические отношения подразумевают неравность субъектов — в социальном статусе, уровне развития, силе и т.д. В этом виде отношений и одариваемый и даритель эту разницу признают. Подарок тут тоже часто не подразумевает ответных услуг или возникновения долга перед дарителем. Подарок может быть как со стороны ниже стоящего, так и со стороны более статусного члена.

Подарок со стороны более статусного может означать, что он хочет получить другого в стан своих последователей — вроде покупки вассалов. История таких подарков начинается еще с момента возникновения различного рода союзов. В более откровенном виде это встречалось в Африке в виде убеждения, что спасший другого человека имеет перед спасшимся какое-то обязательство, избавиться от которого можно только сделав спасшемуся подарок. Логика туземца в этом случае такова, что спасший вероятнее всего хочет получить последователя, следовательно должен и что-то дарить. Последователей в обществе героев/вождей принято одаривать. А если дарить не хочет, то хоть и спас, но дальше не хочет иметь никаких дел. У других народов, эта же идея возможно может даже в более первичном виде — спасший несёт ответственность за спасённого всю оставшуюся жизнь. Вероятнее всего, спасение можно принять как аналог рождения, следовательно, спасшего можно считать родителем. Ну а ответственность родителей за детей единственная, с моей точки зрения, нормальная иерархия - отношения между родителями и детьми.



Разумеется, подарок со стороны сильного может означать и что-то другое. Подарок, это всегда и сообщение, подкреплённое чем-то материальным. Иногда зашифрованное. «Сильный» может стимулировать подарком какую-то желаемую ему лично деятельность или выразить желание изменить внешний вид «слабого». Использовать подарок, как инструмент изменения другого. В этом случае подарок может быть воспринят как давление, чаще как неприятное давление.

Подарки от менее статусных членов общества более статусным обычно являются чем-то вроде дани. Раньше таким образом феодалы получали подарки от крестьянских общин, короли от вассалов и т.п. Интересно, что подарок в иерархических отношениях очень быстро становится периодически повторяемым ритуалом. Особенно это заметно в случае подарков «снизу вверх». Второй особенностью подарка в иерархических отношениях является то, что он позволяет сохранять неравные отношения в том же виде, что они существовали до этого. Психологически это означает, что даритель более заинтересован в поддержании отношений, чем одариваемый, независимо от статуса. Если по evo_lutio то плюсом может быть как менее статусный, так и более статусный член общества. Подарки обычно идут от минуса к плюсу. В иерархии могут быть даже психологически равные отношения, но формально один будет не равен другому.

В современном мире, когда формальное неравенство ликвидировано, обоюдный подход снизу или сверху чаще всего немного фальшив или ограничен некоторой областью — сферой знаний и умений. Это порождает очень сложные комплексы отношений, в которых одновременно могут быть и равные отношения в целом(или в перспективе во времени) и иерархические в конкретных областях.

В отношениях обмена субъекты тоже иерархически равны, но если в коммунистических отношениях подарок не образует отношений долга, то в обмене подарок подразумевает ответный подарок примерно такой же ценности. Очень давно существует такая форма поддержания социальной сети, как взаимообмен мелкими подарками. В основном эта форма поддерживается в женской среде. У некоторых народов эти мелкие подарки точно измеряются и в конце каждого обмена остается некоторый маленький долг за одной сторон, который она опять таки с небольшой «переплатой» возвращает. Таким образом возникает система множества взаимных мелких долгов, которая стимулирует постоянное общение, как правило в рамках мелкого хозяйственного быта. В разных видах это явление существует у всех культур. Сейчас мигрировало в интернет в электронные социальные сети в виде взаимообмена лайками, фотками и т.п.

Такая социальная сеть, ближе к «женской» версия построения равных отношений через обмен, «мужская» версия чаще конкурентная, чем кооперационная. Если в «женской» версии надо было дарить подарки незначительно превышающие по стоимости существующий долг, то в «мужской» подарок должен быть настолько дорогим, чтобы привести одариваемого в ситуацию затруднения с возвратом долга. Поскольку возврат такого «долга» считался делом чести, то иногда в случае проигрыша подобной дуэли и невозможности вернуть долг одариваемый предпочитал покончить жизнь самоубийством, чем потерять честь. В разных обществах были видимо и разные другие исходы - стать вассалом одарившего или не принять подарок и вызвать на реальную дуэль.

Правда у обоих систем есть и обратные стороны. В мужских системах не принято дарить дорогие подарки тому, кто заведомо не может их отдать. Это может привести к обратной реакции, когда честь будет утрачена у того кто совершил такую агрессию. Соревновательный момент в этих системах не исключает дружбы, понятий справедливости, честности и даже равного товарищества.

И у внешне более безобидной «женской» версии есть темная сторона — люди могут исключаться из «сети» в силу материальной невозможности поддерживать необходимый уровень подарков. Исключение из общения, это тоже своего рода смерть.


Обменные отношения требуют очень тонкого, точного подхода. Четкого понимания, что речь идёт о внутренних границах личности каждого из субъектов. В отличии от коммунистических, где речь идёт об общем пространстве. Если в обмене подарок переходит за внутренние границы, и оттуда же исходит обратный. То в коммунистических типах он как раз не должен переходить за какие-то внутренние границы, если они между людьми все-таки есть. А должен оставаться в общем поле, доступном обоим сторонам.

Вернемся к рассказу о драконе. Сюжет вкратце такой. Для удобства обозначим дракона — Он, а его барышню — Она.

Он возвращается домой, обнаруживает что отношения на грани распада. Поводом для этого является как ему сообщает «третий» его невнимание к празднику. Причина разумеется глубже — как минимум то, что нет другого способа сообщить о разнице культур. Иначе бы праздник был обоюдным. Ну и Он не признает наличие отношений, но в процессе понимает, что вынужден признать. Слишком быстро. Он вынужден пытаться сделать нечто, смысл чего до него не доходит. Ему важно сымитировать некоторую деятельность, чтобы сохранить отношения — подарить цветы, подарок. Игнорируя при этом сам смысл этого действия. Он собирает побольше первых попавшихся цветов (ориентируясь на количество), покупает подарок пользуясь помощью продавца и является чинить отношения. Разумеется в попытке починить причиняет еще больший ущерб и отношения восстанавливаются за счёт того, что Она засчитывает саму попытку их починить. Так вот в подарок Он преподносит сковородку, рассчитывая облегчить ей жизнь. Сковородка в этом случае означает, что прежде всего Она для него кухарка. И это правда, судя по рассказу. За что она его прощает — непонятно. Может роль кухарки для неё тоже имеет большую значимость и ценна. Праздник, это всегда обновление каких-то эмоциональных значений — день влюблённых, соответственно отношений между двумя людьми. Происходит это с разной периодичностью и в разных культурах свои праздники и своя периодичность. В этом случае Он вообще дикарь, никакой культуры в области отношений между влюбленными не имеющий. В том числе поэтому, легко принимающий чужую культуру. Модель праздника вообще примерно описана в праздновании Нового Года — сначала идет устаревание, изнашивание форм — чувств, эмоций, слов, мыслей. Потом на некоторое время все погружается в хаос, когда формы теряются — у влюбленных например в этот период может быть какое-то подобие расставания, даже если они вместе живут. Потом хаос побеждается утверждением обновленных форм — выражение чувств в необходимой форме, например. В рассказе Он неожиданно для себя справился, но на то Он и дракон, то есть Герой. Тут получается путаница))) Обычно как раз Герой побеждает дракона.



Поэтому в праздник, который в своём сценарии подразумевает подарки, они приобретают другое значение, соответствующее празднику. Например в день святого Валентина принято дарить валентинки, а не что попало))) Если праздник используется только как повод для подарка, то подарок не имеет значения кроме своего основного, обычного для данного типа общества и отношений между дарителем и одаряемым.


?

Log in