Previous Entry Share Next Entry
Ресурс Учебы
te2017
Суфийская пословица гласит:
"Невежество есть гордость, а гордость – это невежество.
Человек, который говорит: меня не нужно учить тому,
как учиться, – горд и невежественен".
Учиться - узнавать новое, получать новые знания. Вроде бы, все достаточно очевидно. Но если говорить о приобретении новых знаний, то окажется, что человек их приобретает не только обучением, и более того, наиболее базовые вещи приобретаются не в обучении, в его привычном для большинства значении. Сначала я хотел в этом ресурсе обратится к познанию вообще. Но как-то неожиданно повернулся к более практическим вещам. Узнавать новое или получать навыки можно в любом направлении, хоть в имидже, хоть в сексе или дружбе. Но что такого специфического может быть в учебе? Умение учиться. Да, по большому счету два ключевых слова. Неожиданно много в этом направлении я для себя открыл в НЛП. До этого правда я его почти не открывал. Да и об умении учиться тоже не особо задумывался. Еще несколько вещей, которые в этой области оказались на своем месте.

Первое, как ни странно – умение забывать. Понимание важности умения забывать всплыло, когда я читал какую-то книжку про механизмы памяти. И еще Кошка читала мне вслух художественную книжку – Школа в Кармартене. Там был такой специальный предмет – умение забывать. Оказывается очень эффективный для обучения инструмент. И умение помнить тоже нужно, разумеется. Забыть ненужное и оставить только необходимое – это действительно крайне необходимый фильтр для эффективного обучения. Как и для развития абстрактного мышления. Но если посмотреть на этот фактор в динамике, то он приобретает еще одну важную сторону – нужно забывать отжившие знания.
Второе, знание – это процесс. Да, да. Причем процесс не всегда осознанный.

Вот как это выглядит в НЛП. (Интересная статья – можно целиком прочитать тут
) Бессознательная компетентность означает, что знание применяется без рефлексии и привлечения внимания. Даже процесс обучения такой компетенции может пройти мимо сознания. Но все же потенциальная вредность автоматического применения выученного навыка гораздо вреднее, то есть неактуальные навыки/поведение надо уметь забывать.
Третья проблема или умение – это выучить нужное. Тут сложность заключается в мотивации. Нужное, то что в перспективе будет ценным чаще всего в короткой перспективе не даёт быстрых результатов и положительного подкрепления. А значит путь нужно прокладывать самому – поощрять или наказывать самого себя. Эта можно называть дрессировкой или операторным обучением, но в запасе не так много методов. И это на самом деле один из наиболее продвинутых J


Точнее, наиболее продвинутое обучение, это обучение по определенной логической модели – например обучение другому языку или математике. Это как раз тот путь, который предполагает самостоятельное положительное или отрицательное подкрепление. А более древние формы обучения, хотя может быть и гораздо более эффективны, но значительно менее гибкие – инстинкты, импринты, рефлексы… Инстинкты вообще не требуют обучения, тем не менее можно сказать, что навык бессознательной компетенции сразу имеется. Но и забыть его невозможно!


А вот «забыть импринт» кажется возможно, во всяком случае множество ритуалов «посвящения в мужчины» и т.п. носили именно этот характер реимпринита. Но эта посвящение в какую-то традицию и самостоятельно не может выполняться, знания получаемые после ритуала передаются от учителя(ей). Какие-то процедуры сродни импиринту выполняемые самостоятельно похоже тоже есть, но это очень высокий уровень. Ничего внятного про них не знаю.
Если кратко резюмировать, то получается следующее – знать всё невозможно, по крайней мере в локально-временной форме. Знать нужное, умение обладать нужными для ситуации навыками, а остальные на это время «забывать», это высшее мастерство в учебе. Можно ли сюда отнести знание, которое само как-то изменяет мир, или это уже область исскуства, работы или какого-то еще ресурса, не знаю...

?

Log in