Previous Entry Share Next Entry
Семья
te2017

- Мне страшно
- Почему?
- Потому что я не чувствую корней. Я не знаю откуда я, и куда я иду. Я боюсь исчезнуть. Исчезнуть без следа.
- Может поэтому мы с тобой и познакомились?




Современные люди, по крайней мере в нашей западной культуре, давно привыкли воспринимать семью как некоторую хозяйственную и воспроизводственную деятельность пары. Отсюда и состав семьи определяется характером этой деятельности – супруги и их дети. Традиционная семья, предшествующая текущей нуклеарной, была нацелена совсем на другой процесс. Имела совсем другие цели – воспитание детей было не главной целью, а скорее вторичной. И дело не в пенсионной системе. Даже сейчас строить планы на жизнь в пенсионном возрасте кажется довольно ненадежным занятием, а в боле ранние исторические периоды несчастных случаев, болезней, убийств и т.п. было куда больше. Рожать детей в расчете на то, чтобы они кормили тебя в старости было еще более сомнительным занятием, чем сегодня.


                Главной ценностью и ядром традиционной семьи был культ предков, культ мертвых. Христианство, точнее церковь, размыла этот культ, включила его в себя. Как бы создала одну большую семью и отчасти забрала права поминания мертвых у глав родов, перенесла их к себе - священникам. Изначально противостоящее родовым религиям и язычеству, христианство отчасти сумело переключить их энергетику на себя. Научный и материалистический подход и вовсе нанес удар по традиционной семье. Но одновременно выбивая почву и у себя из под ног.


                То, что семья возникала на основе рода, не вызывает большого удивления. А вот то, что из себя представляет сам род, удивительно - гораздо более сложная вещь, чем мы привыкли воспринимать. Это не нечто генетическое, обусловленное материнским инстинктом, хотя этот фактор наверняка повлиял на формирование рода. Однако главной причиной его существования, как и существования семей в их традиционной форме является культ предков (и культ мертвых вообще). Так что же это такое?


Очень интересно на эту тему пишет Н.Д. Фюстель Де Куланж «Древний город». Цитировать страшно начинать, иначе придется перетащить сюда половину книги. Постараюсь обобщить в виде идей. Человек умирая переходит в вид духа и одновременно бога для своих потомков, сохраняющего связь с родом, живет через свой род и получает через него пищу в виде жертв. Поклонятся предкам могут только потомки, другие люди ему не интересны и он им тоже. Главный жрец, ведущий ритуалы домашней религии – глава семьи, он передает это главенство старшему сыну и т.д. Человек не оставивший потомков обречен на вечный голод и одиночество в посмертии, вероятно отсюда представления о вампирах и прочей нечисти. Подобные убеждения можно найти и в китайской традиции. Там они даже более проработанные и сохранились до наших дней.


Я долго пытался понять, как и почему распалась традиционная семья, почему нуклеарная является столь неустойчивой. И только сейчас стало понятно, теряя культ предков, общество стало рассыпаться. Это уже не столько влияние христианства, поскольку оно как раз смогло органично интегрировать в себя эту священность мертвых. Идею необходимости продолжения рода. А вот влияние идей материализма и нигилизма совершенно разрушительно для такого типа семейного института. Но нет пользы - объявлять материализм вредным или семью устаревшей. Гораздо интереснее понять, что же это за священность, какая энергетика двигала вперед тысячи поколений. И надо сказать, что двигала именно вперед, позволила развиваться. Почему энергетика этих идей не нашла себе места в научном подходе. Или каким-то еще образом не выразила себя в современном мире. Где её теперь искать.


Можно заметить, что любовные отношения не могут подменить семейные. И без создания семейных долго не выдерживают. И семья/род каким-то образом объединяет людей. Одна из самых ярких идей родовой религии, это идея единства рода во времени. Да и пространстве кстати, что обеспечивалось уже общей землей, очагом, кладбищем… в общем вполне материальными элементами. Еще более ранние представления вообще носили характер не столько принадлежности земли роду, сколько рода какой-то земле. И обязанность эту землю охранять. Не в смысле использовать, а именно охранять. Нетрудно это понять, если попытаться представить, что на этой земле и через неё живут все твои предки.


          Но чтобы действительно понять семью, как одну из опор надо определится – глупые ли это суеверия или действительно нечто священное, и что именно. Понять это логически вряд ли возможно, ведь единство рода ощущалось, чувствовалось, как некоторое состояние. В это пространство, четвертого контура по Уилсону, современный человек вкладывается редко. Ближе к середине жизни этот контур все равно сам инициируется, но до тотального переживания главы семьи и рода имхо далеко. Переживание единства рода основано не столько на факте обладании землей и культом. Сакральность скорее всего в основании некоторого порядка, установлении закономерностей в изначально хаотичном для человека мире. У Э. Мирча есть потрясающая идея о том, что вся человеческая деятельность проходила стадию сакральности – религиозности. Сохранение этих знаний, нужного для воспроизводства ритуала, скорее всего и велось в роду. Роды гончаров, кузнецов и т.п. В этом плане современное состояние фактически расширяет род до размеров государства, одновременно лишая большинства людей возможности быть главой этого рода, снимает ответственность. Да и сам характер восприятия знаний изменился. Если раньше было осознание утверждения чего-то человеческого, родового через некоторую деятельность. Теперь знания воспринимают как изучение натуральных, природных сил. А деятельность человека только как попытка приспособится к невообразимо превосходящим силам природы.


Если пытаться заглянуть в будущее, то опять-таки, как и в прошлых ресурсах, я надеюсь на инициацию более поздних контуров. Это было бы равносильно созданию общечеловеческой семьи. И родовое единство со всеми людьми. Разрушится ли при этом семья традиционная? Конечно нет, ведь она уже разрушена! А современная нуклеарная явно все больше и больше адаптируется к современному мировосприятию. Задача интеграции, в том числе посмертной, в общечеловеческую семью становится индивидуальной. Как и нахождение деятельности через которую эта интеграция может ощущаться.

?

Log in