te2017

Categories:

Намерение, Воля и потребность. ч1

Что реально удивляет в К. Левине, это очень утонченная, далекая от вульгарного материализма научность. 

В введении он глубоко и подробно рассматривает отношения теории и эксперимента в науке и прежде всего в психологии. 

Мне как довольно далекому от науки человеку из всех его рассуждений стало жутко интересно что же такое "теория" не в научном смысле этого слова, в психологичеком. То есть что есть теория внутри человека, как понимание какой-то теории меняет человека. И может ли быть понимание теории без проведения каких-то экспериментов. Судя во Левину, не может. Что во мне никаких протестов не вызывает в общем-то. Все красиво, органично и понятно.

Как он пишет "эксперимент и теория - это два полюса одного динамического целого". Вот вопрос - это же это за целое, что за психическое содержание кроется под целым, которое есть "теория" и "эксперимент"?!

Ну да ладно :)


Дальше у него не менее интересная тема - 


Закономерность психического.

Он можно сказать вводит необходимость положения о абсолютно строгих и не допускающих исключений психических законах. На мой взгляд подобные законы абсолютно необходимы для существования у человека свободы воли и выбора. И это наверное тот практический аспект, который можно взять из научной теории для жизни. Кстати, именно в этом ключе я по большей части Левина и рассматриваю. 


Эксперимент.

Левин на мой взгляд сильно расширяет понятие воспроизводимости, опять же  рамках вопроса о том, что же есть теория в психике человека. Отход от повторяемости эксперимента возможно связан со сложностью подобного в области психики. Любой опыт, а значит и эксперимент, остается в памяти человека и следовательно последующие эксмерименты будут не с теми же начальными условиями. Эксперименты с другими людьми разумеется тоже изменяют начальные условия. Поэтому строгая повторимость в психологии скорее невозможна. Он вводит вместо повторямоести анализ посредством варьирования, сравнение планомерно вызванных различий. Это любопытный метод расширения экспериментальной базы и роста того самого "целого" в психике. Гораздо более эффективный, чем попытка повторить одно и то же.

Ну и второй интересный момент в главе - ценность повседневного, а не чрезвычайного. ИМХО, Чрезвычайное в большей мере относится к импритной области и все-таки обладает повышенной ценностью по отношению к конкретному повседневному. Но повседневное суммарно разумеется обладает гораздо большей ценностью. Ценность тут степень важности в анализе или рефлексии.


Психология элементов и гештальты психических явлений. 

Глава до жути сложная. Не совсем понятно, как Левин предполагает определить что-то "целое" Но в общем он критически подходит к возможности разбить психическую деятельность на некие элементарные операции, утверждая, что эти операции могут иметь совсем другое значение (при тождестве в речи, разумеется) при вхождении в различное целое (и внутренее, и внешнее). Например "писать" отличается при калиграфияческих упражнениях и при написании письма. При этом как определить это самое "целое" и "степень его целостности"? Т.е. он большей мере говорит о том, что любой психический процесс всегда включен в некое целое. И всегда надо сначала определится в какое собственно целое он включен. Но как это сделать, я честно говоря не очень понял. 

Он не просто последовательно критикует подход разбияния на элементарные операции, но и дополняет его тем, что внешне похожие проявления могут иметь различные внутренние процессы. В общем больше обращайте внимания на причинно следственные процессы, чем на внешние симптомы и не забывать про самонаблюдение. "Следует в решении этих вопросов пытаться идти вперед путем формирвоания по существу кондиционально-генетических понятий." Что-то это все больше напоминает архетипы...


О причинах душевных явлений.


Начинается глава с разбора предыдущего (до Левина) подхода к источнику сил движущих психикой. Причиной психических процессов считалась сначала взаимосвязь по типу ассоциативной или рефлексивной. Т.е. стимул внешнего мира - реакция. То есть был какой-то условно-говоря курок, запускающий цепь событий. Насколько сложные алгоритмы при этом могли быть не столь важно. 

Следующая точка зрения ближе к гештальт подходу. Т.е. причиной считалось некоторое целое, которое проявлялось в конкретных событиях. Достаточно тонкое различие от первого подхода, но углубляться нет смысла, потому что Левин и его объявлет несколько более далеким от реальности, чем его подход. Вместо этого он говорит о существовании напряженностей психического поля, обуславливающих возникновение сил, движений и т.п.

Эти напряжения по его мнению создаются 1) потребностями 2) давлением воли. 

С потребностями все относительно ясно. Я позволю себе пофантазировать на эту тему. Говоря о потребностях, можно вспомнить аддикцию и спонтанность. Т.е. некая энергия, стоящая за обоими этими явлениями. Причина их. 

Может ли быть что воля - это некоторая другая энергия? 

Если говорить про аддикцию и фрустрацию, то за ними вполне вероятно стоит одна и та же энергия. 

За ними скорее стоят два способа "управления" этой энергией. Конечно, очень трудно разделить саму энергию и структуры, которые порождают разные формы напряженности. Под управлением я подразумеваю два следующих подхода - один, это заблокировать энергию. Как именно это происходит, не важно. Второй способ - нарастить энергию, не смотря на предыдущий негативный опыт. 

Но вопрос с количеством энергий, а заодно с "давление воли" этим совсем не снят. 

То есть допустим, фрустрация позволяет каким-то способом направить энергию так, что она блокирует сама себя. Но как это осуществляется? 

Здесь же можно припомнить еще две силы или источника - эрос и танатос. Будет ли это две различных энергии? Или это все же два аспекта Великой Матери и по сути одна энергия? Или не энергия, а отсутствие энергии? Возможно даже оба варианта. 

Левин впрочем больше говорит не об этом, а о динамике психики с учетом этого энерго-полевого подхода, как-то в более-менее общих контурах. Надеюсь в дальнейших главах он этот момент конкретизирует.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded